«Сотис великая блистает на небе...»
Сириус самая яркая звезда на небе. Пес по-латински будет Canis. А Сириус римляне звали соответственно Cannicula. Сириус начинал появляться на небосводе в конце июля, в самые жаркие дни года, которые получили соответствующее имя — дни Сириуса — каникулы.
Звезда Сотис (Сириус) в Древнем Египте считалась священной и была тесно связана с мифологией (рис.). Согласно мифам, над всей природой властвовал могущественный Осирис — бог растительного царства. Он открывал истоки Нила, показывал путь на небе Солнцу, возрождал уснувшую природу. Против лучезарного Осириса темные козни замышлял коварный Сет, его брат, — сумрачный бог обманщиков, воров и разбойников, а также стихийных бедствий. Ему пришлась не по душе благодарность людей светлому Осирису, и Сет решил погубить своего брата. Он созвал всех богов на пир и предложил странный подарок — дорогой сундук, предназначенный только тому, кто в нем поместится. Влез Осирис в тесный сундук, а коварный брат только этого и ждал — захлопнул крышку, запечатал сундук и бросил в воды священного Хапи — Нила. Замерла природа. Угрюмый Сет напустил из раскаленной Сахары горячий суховей. Усохло русло Нила, пожелтели растения, опустили головы люди. Только Исида, сестра Осириса, искала пропавшего брата. По ее лицу текли слезы, и, как только одна из них попала в священную реку, ее русло снова наполнилось водой. Сундук вынесло на берег, его нашла Исида и с помощью всемогущего бога Ра оживила брата. Воскрес Осирис, и вместе с ним буйно расцвела природа. Таким образом, в звезде Сотис египтяне видели бесценную слезу богини Исиды. Как только Сотис появлялась в лучах восходящего Солнца, начинался желанный разлив Нила, и таким образом божество Хапи дарило людям пищу. Звезда-слеза была знаком богов к воскрешению природы, богатому урожаю, жизни...
Древнеегипетская надпись: «Сотис великая блистает на небе, а Хапи (Нил) выходит из берегов своих».
Здесь уместным будет вспомнить, что во многих сказаниях древних восточных народов встречается подобный миф о «похищении», «исчезновении» и т. д., объясняющем отсутствие бога на определенное время. Это временное отсутствие приводит к умиранию природы и трудностям в жизни людей и самих божеств. Возвращается бог — и жизнь возрождается снова. Естественно, эти сказания свидетельствуют о большой зависимости древнего человека от природы, отражая мировоззрение тех времен. Они говорят также о культурных связях между различными народами, существовавших на ранних этапах развития цивилизации. Древняя Эллада унаследовала в качестве духовных ценностей и результаты астрономических наблюдений живших ранее восточных народов. При этом новый подход, свободный от религиозной мистики и веры в небесное предначертание судеб людей и народов, их радостей и бедствий, создал и новый облик древней науки астрономии.
Вот интересный пример, связанный с Болгарией. На ее территории, в развалинах древнего города около с. Никюп Тырновского округа, была найдена часть мраморной плитки с изображением бога реки Нил. Это мужчина с кудрявой бородой, опирающийся на сосуд с двумя ручками, из которого течет вода, попадающая в пасть крокодила. Пластинка, вероятно, относится к II—III вв. н.э., когда эта территория входила в состав римской провинции Долна Мизия. Во II в. сюда стали проникать выходцы из Средиземноморья, что подтверждается многочисленными надписями на камне. Они и были авторами сюжета, связанного с Нилом.
Со временем египетские жрецы выяснили, что интервал между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса больше 365 дней на 1/4 сут, т.е. достаточно точно определили истинную продолжительность тропического года. За века до новой эры началось составление более совершенного календаря. Однако религиозные предубеждения постоянно мешали проведению реформы, устанавливающей длительность календарного года в 365 и 1/4 сут. Более того, есть археологические свидетельства, что вступающие на престол фараоны давали клятву не прибавлять дополнительный день в каждый четвертый год. Долгое время историки-египтологи считали, что попыток введения календаря с длительностью года в 365,25 сут никогда не предпринималось. Но затем выяснилось, что правивший в Египте Птолемей III Эвергет издал в 283 г. до н.э. указ, которым предписывал каждый четвертый год после дополнительных пяти дней, о которых упоминалось выше, устраивать еще один праздник в честь богов. Правда, этот указ не был исполнен, и лишь в 26 г. до н.э., когда Египтом владели римляне, был введен календарь с високосным годом.
Поэтому есть определенные основания считать, что в течение нескольких столетий в Египте одновременно существовало два календаря. Один — с годом продолжительностью 365 сут — предназначался для населения страны, а другой был известен только жрецам, которые использовали в своих вычислениях более точное значение — 365,25 сут.